Четыре жены и пять браков: тайны личной жизни непобедимого Ван Дамма
Четыре жены и пять браков: тайны личной жизни непобедимого Ван Дамма
Мальчик, которому суждено было стать непобедимым каратистом и голливудской звездой, в детстве совсем не был похож на мачо. Жан-Клод родился в Бельгии, неподалёку от Брюсселя, в семье бухгалтера и продавщицы цветов, и рос слабеньким сутулым мальчиком-«очкариком». Родителям больно было смотреть, как сверстники обижают их сына. Они пытались помочь мальчику, но делали это каждый по-своему: мама записала Жан-Клода в студию бальных танцев, чтобы исправить осанку, а отец привёл десятилетнего парнишку в секцию карате — чтобы тот мог отбиваться от обидчиков. Оказалось, что оба были правы. Занимаясь классическими танцами, Жан-Клон научился чувствовать своё тело, стал гибким, пластичным. Это сильно помогло ему позднее, когда он серьёзно увлёкся искусством единоборств.
Ван Дамму — 60: 10 главных фильмов звезды боевиков 80-х и 90-х
18 октября Жан-Клоду Ван Дамму исполнилось 60 лет. В день юбилея знаменитого бельгийца «Киномания» вспоминает десять самых важных фильмов его яркой и непростой карьеры.
«Кровавый спорт» (1988)
Американский военный Фрэнк Дюкс отправляется в Гонконг на подпольный турнир по кумитэ, чтобы отдать дань уважения своему учителю — японскому мастеру Танаке. Дюкс уверенно продвигается к финалу, где его соперником будет безжалостный боец Чон Ли (абсолютно инфернальный Боло Енг), для которого ничего не стоит сделать соперника калекой на всю оставшуюся жизнь, а то и вовсе убить прямо на татами.
Первая большая работа и главная роль Ван Дамма оказалась огромной удачей — фильм стал культовым, а в Жан-Клоде разглядели потенциальную звезду лент о единоборствах. Кроме того, со временем кино стало частью легенды Фрэнка Дюкса — реально существующего мастера. «Кровавый спорт», чей сценарий фактически срисован с «Выхода Дракона» с Брюсом Ли, рассказывал о турнире, в котором Дюкс якобы на самом деле участвовал, но впоследствии выяснилось, что это не так: Фрэнк оказался Остапом Бендером мира единоборств, насочинявшим о себе красивых небылиц. Впрочем, главное в картине, конечно, не байки о Дюксе, а завораживающая пластика молодого бельгийца, который, как известно, пять лет занимался балетом. Собственно, балетный номер Жан-Клод в кульминации картины и выдал, когда ушел от смертоносного удара противника, взмыв в воздух в шпагате.
«Кикбоксер» (1989)
Чемпион по кикбоксингу Эрик Слоун вместе с младшим братом Куртом приезжают покорять Таиланд. Однако самый сильный местный боец Тонг По оказывается американцу не по зубам: злодей использует запрещенные приемы и в конце вероломно ломает сопернику хребет. Курт решает отомстить за брата и одержать верх над тайским чемпионом. Но для этого ему нужно многому научиться, в частности, рубить деревья ногами.
На первый взгляд «Кикбоксер» мало отличается от предшествующего «Кровавого спорта» и во многом следует за ним структурно и событийно. Однако сказать какой из двух культовых фильмов о единоборствах лучший — очень трудно. «Кикбоксер», впрочем, смотрится чуть более цельным, и Ван Дамм чувствует здесь себя поувереннее (он, кстати, сам поставил здесь все бои). Но зато карикатурному Мишелю Куисси весьма далеко до харизматичного злодея в исполнении Боло Енга. Несколько сцен вошли в число лучших в фильмографии Ван Дамма — гениальный танец в баре и, конечно, тренировки с мудрым тайским учителем, учащим смирению и благородству в бою.
«Самоволка» (1990)
Воин Иностранного легиона Лион Готье срывается в самоволку с базы в Северной Африке, когда узнает, что его брат в Лос-Анджелесе стал жертвой жестокой бандитской разборки. Теперь цель Лиона — помочь жене и маленькой дочке брата. Возможность раздобыть деньги подворачивается будто бы сама собой: герой начинает участвовать в подпольных гладиаторских боях.
«Самоволку» поставил Шелдон Леттич — сценарист «Кровавого спорта», чье сотрудничество с Ван Даммом продлится до начала нулевых. У Леттича получился образцово-показательный эксплотейшн, который особых лицедейских стараний, в общем-то, не подразумевал. Однако именно по «Самоволке» видно, насколько быстро растет Жан-Клод Ван Дамм как актер — в его игре то и дело проступают непривычно тонкие (для такого-то непробиваемого жанра) черты, и становится окончательно ясно, что в честных, суровых «бэшках» о единоборствах появился герой с по-настоящему человеческим, а не звериным, лицом.
«Двойной удар» (1991)
Американского бизнесмена и его жену жестоко убивают неизвестные в Гонконге. Их детям — близнецам Алексу и Чеду — чудом удается спастись, но судьба их разделяет. Один становится воспитанником местной банды контрабандистов, другой — возвращается в Америку и учится каратэ. Спустя 25 лет братья встречаются, чтобы отомстить за гибель родителей.
Ван Дамм очень любил играть близнецов («Максимальный риск»), или клонированных («Репликант»), сконструированных подобий самого себя («Универсальный солдат»). В «Двойном ударе» актер, пожалуй, впервые так явно посмеивается над собственными боевиковыми образами: каратист на шпагате из Америки и брутальный убийца из Гонконга. В фильме братья постоянно конфликтуют, смеются друг над другом, но, конечно, они помирятся. Все киногерои Ван Дамма так или иначе похожи, и это размышление о собственном амплуа, начавшееся, в «Двойном ударе» продолжится и потом, в частности, в постмодернистском «Ж.К.В.Д.».
«Универсальный солдат» (1992)
1969 год, Вьетнам. Пытаясь остановить свихнувшегося сержанта Скотта (Дольф Лундгрен), Люк Девро убивает его, но и сам погибает от ран, полученных от психопата. Спустя двадцать три года эти двое встретятся снова, будучи унисолами, «живыми мертвецами», результатами научного эксперимента. При этом стирание памяти Девро и Скотту не поможет — однажды они вспомнят о своей смертельной вражде и продолжат выяснять отношения.
Первый относительно крупный проект немца Роланда Эммериха (будущего постановщика «Дня независимости», «Послезавтра» и «2012») стремительно пролетел бы мимо кассы, если бы не Ван Дамм с Лундгреном, которым «Универсальный солдат» обязан тем, что заработал культовый статус и положил начало целой франшизе. Дольф упивается ролью злодея, изображая что-то среднее между полковником Курцем из «Апокалипсиса сегодня» и героем Тома Беренджера из «Взвода», а Жан-Клод, с уже привычными теплотой и легкой самоиронией, изображает хорошего парня. Остается лишь гадать, стал бы столь популярным этот «Терминатор 2» для бедных, будь на месте Ван Дамма и Лундгрена другие исполнители.
«Некуда бежать» (1993)
Беглый заключенный Сэм Джиллен скрывается от полиции на отдаленной американской ферме, владелицей которой является несчастная вдова Клайди Андерсон. Уже собираясь уезжать в поисках нового убежища, Сэм узнает, что проклятый капиталист Фрэнклин Хэйл жаждет отобрать землю у вдовы и построить там торговый центр. Беглец решает встать на сторону справедливости.
«Некуда бежать», снятый крупной студией Columbia Pictures, стал одним из самых успешных в прокате фильмов Ван Дамма. Связано это, по всей видимости, с тем, что этот фильм представляет собой типичный вестерн со всеми вытекающими. Ван Дамму понравится носить ковбойские ботинки и в будущем, например, в «Инферно», но в «Некуда бежать», конечно, все сложилось очень гладко и по-голливудски красиво. У Ван Дамма никогда не было столь же прекрасной напарницы, как Розанна Аркетт.
«Трудная мишень» (1993)
К бывшему морпеху Ченсу Будро обращается за помощью незнакомка. Она просит помочь ей разыскать пропавшего отца, но вскоре полиция обнаруживает его труп. Ченс уверен, что его смерть — не случайность, и начинает собственное расследование. Вскоре он узнает, что за всем стоит жестокая банда, использующая уличных бродяг для кровавых развлечений.
Первый голливудский фильм Джона Ву «Трудная мишень» очень удачно переложил вычурную боевиковую формулу автора на американскую почву. Под руководством мастера Ван Дамм исполняет здесь одни из самых сумасшедших сцен в своей карьере. Сначала он ловит голыми руками гремучую змею и сам кусает ее, затем, стоя (!) на движущемся на полной скорости мотоцикле, стреляет по врагам, а в финале кладет гранату прямо в штаны герою Лэнса Хенриксена. Ван Дамм и Джон Ву прекрасно поняли друг друга — боевик должен быть, прежде всего, красивым, а не реалистичным.
«Патруль времени» (1994)
В 1994-м неизвестные убивают жену полицейского Макса Уокера, который служит в спецотряде, предотвращающем преступления в прошлом (к тому времени ученые нашли способ путешествовать во времени, и преступники, разумеется, взяли это на вооружение). Спустя десятилетие Уокер выясняет, что в гибели его жены виновен сенатор МакКом (Рон Сильвер), который метит в президенты.
«Патруль времени», снятый опытным Питером Хайамсом (режиссером «Козерога 1» и «Космической одиссеи 2010»), стал одной из визитных карточек голливудского сайфай-мейнстрима 90-х. Основой для фильма послужил комикс Марка Верхейдена и Майка Ричардсона, но в куда большей степени «Патруль времени» кажется экранизацией ненаписанного романа Стивена Кинга, идею которого подсказал «королю ужасов» Филип К. Дик. В этом сайфай-антураже с налетом нуара Ван Дамм вовсе не кажется чужеродным телом — он выглядит в картине так же органично, как, например, Шварценеггер в шедевре Пола Верховена «Вспомнить все». Ну, а очередной эффектный шпагат (на этот раз спасший героя Ван Дамма от наэлектризованной лужи на полу кухни) так и просится в нарезку самых эффектных кадров за всю карьеру бельгийца.
«Уличный боец» (1994)
Полковник Уильям Гайл вместе с небольшим отрядом товарищей отправляется на спецзадание — устранить сумасшедшего диктора Байсона. Злодей восседает в закрытом городе-крепости, охраняемой армией наемников, и держит заложников, за которых требует выкуп у правительства.
Аркадный файтинг Street Fighter 2 в начале 1990-х годов был настоящим видеоигровым феноменом. Тогда экранизировать видеоигры еще казалось не такой плохой идеей, и студия Universal решила сыграть на популярности японского творения, пригласив Ван Дама на главную роль. «Уличный боец» часто называют началом заката карьеры актеры, картина хоть и окупилась в прокате, но получила разгромные отзывы. Однако здесь полно такого разудалого безумия, что трудно остаться равнодушным. У Рауля Хулиа получился очень выразительный злодей, а команда спасателей во главе с героем Ван Дамма как на подбор вычурна и прекрасна.
«Ж. К. В. Д.» (2008)
Жан-Клод Ван Дамм, вышедшая в тираж звезда боевиков, переживает не лучшие времена: долгов тьма-тьмущая, нужно платить алименты, приходится соглашаться на любые роли, в том числе в третьесортных проектах. Отправившись в родной Брюссель, чтобы выдохнуть, успокоиться и решить, как жить дальше, Жан-Клод заходит в местное почтовое отделение и внезапно становится участником ситуации с ограблением, причем пресса объявляет его организатором преступления.
«Нужно верить в то, что говоришь. Если веришь — играть легко», — сказал однажды Жан-Клод. То, что он успел наговорить про себя за те полтора часа, которые длится эта странная, смешная и грустная постмодернистская лента, по достоинству оценил великий критик Роджер Эберт: «Ван Дамм сказал о себе наихудшее из того, что мечтали сказать о нем критики, и это выглядело шокирующей правдой». Пожалуй, так глубоко и безжалостно по отношению к себе никто из героев экшн-жанра и вправду не рефлексировал, и для Ван Дамма «Ж. К. В. Д.» стал не просто любопытным жанровым экспериментом, но и чем-то вроде исповеди.
Хищный Жан-Клод
Курьезный момент биографии Ван Дамма: какое-то время он был задействован в съемках культового фантастического боевика "Хищник" (1987). Как новичку ему не предложили даже роли одного из напарников Арнольда Шварценеггера, зато разрешили спрятаться в костюме инопланетного чудовища.
Правда, толком войти в образ и впасть в кровавый угар актер не успел — его быстро уволили. Почему — точно неизвестно, все стороны озвучивают разные причины, поэтому можно выбрать любое объяснение, какое больше нравится. Говорят, что Ван Дамм вечно капризничал из-за неудобства костюма (на тот момент использовался иной дизайн, нежели в итоговой версии), что немудрено — исполнитель то и дело падал в обмороки из-за перегрева внутри. Продюсеры, по слухам, ужаснулись тестовым материалам и прогнали бельгийское дарование за недостаточно грозную комплекцию для внушения трепета в качестве космического монстра. Сам Жан-Клод считает, что его выставили за дверь из-за отказа делать трюк, который он считал опасным. По его словам, каскадер в итоге сломал ногу на этой сцене, хотя съемочная группа информацию о травме не подтверждает.
Суровая неправда
На форумах об этом версий, хоть лопатой греби.
Кто-то предполагает, что по башке ему заехала сковородкой жена.
Но если учесть, что шишка у него на лбу появилась еще в юношеском возрасте, эта интересная версия, увы, отпадает.
Возомнившие себя опытными врачами обыватели смело выносят вердикт о неудаляемом супержировике. Огорчим таковых деятелей.
Нет, уважаемые знатоки, это никакой не жировик. Два вам с минусом по жировиковой теме.
Кто-то вовсю продвигает версию с дракой в московском Рок-кафе на Арбате, где подпитому и в конец разошедшемуся Ван Дамму хорошенько врезал в лобешник местный вышибала. Типа, именно после этого актер и обзавелся таким неслабым «украшением».
Впервые Ван Дамм появился в Москве уже в зрелом возрасте. Уважаемые авторы арбатской версии! Поскольку он блистал своим «лобовым уплотнением» задолго до этого, вы тоже в пролете.
В мусорную корзину летят и прочие предположения, типа:
- чуть не разбил башку о стену в гневе, когда прочитал идиотский сценарий;
- споткнулся о бордюр;
- получил по башке клюшкой во время игры в хоккей;
- не затянул заготовку во время работы на токарном станке;
- послал на три буквы Чака Норриса во время съемок «Пропавших без вести», куда он был нанят каскадером;
- не соблюдал очередь в супермаркете и получил по башке ходунками от вредной старушки;
- много базарил;
- поскользнулся на куске мыла в душевой;
- мухлевал в покер и т. д.
Детские и юношеские годы
Жан-Клод Камиль Франсуа Ван Варенберг, а именно так звучит его настоящее имя, появился на свет 18 октября 1960 года в бельгийском муниципалитете Беркем-Сент-Агат, относящемся к Брюссельскому столичному региону. Его отец, имевший в роду еврейские корни, работал бухгалтером и владел собственным цветочным магазином. Мать, фламандка по происхождению, занималась домашним хозяйством и воспитанием единственного сына. Материнская мягкость и безграничная любовь привела к тому, что Жан-Клод рост изнеженным, физически слабым, болезненным и очень плаксивым ребенком. Когда сын подрос, мама отдала его в хореографическую студию.
Десятилетний мальчик был выше своих ровесников, но при этом сильно сутулился, носил очки с толстыми линзами. Отец считал, что процесс материнского воспитания идет неправильно и активно вмешивался в него. В пику супруге он отвел сына на секцию карате для укрепления тела и характера. Мальчику понравилось там заниматься не в последнюю очередь благодаря тренеру Клоду Гетцу, бывшему опытным педагогом. Именно он помог своему воспитаннику в освоении технических навыков карате, тактики ведения рукопашного боя. В секции подросток получил хорошую психологическую подготовку, которая очень важна для борьбы и побед в боевых искусствах.
Серьезное отношение Жана-Клода к спорту дало отличные результаты. Спустя некоторое время подросток буквально преобразился. Он мог садиться на шпагат, набрал нужный вес, приобрел правильную осанку. Восемнадцатилетний юноша получил черный пояс карате, а спустя два года сумел стать чемпионом Европы, нокаутировав своего основного конкурента в 1-ом раунде.
5. В поисках приключений (1996)
Ван Дамм в этом замечательном фильме выступил и режиссером, и сценаристом, и исполнителем главной роли.
Предводитель уличных воришек, Кристофер Дюбуа, спасаясь от гангстеров, которых он ограбил, попадает на судно, здесь и начинается главное приключение его жизни, наполненное погонями и поединками, встречами с мошенниками и людьми благородными, красавицами и великими мастерами боевых искусств.
Герой не раз попадает в рабство, и оказывается на острове, где на него обращает внимание великий мастер муай-тай и обучает талантливого и ловкого юношу искусству ведения боя. Судьба не раз сводит героя с пронырой Доббсом, который то спасает его, то без тени сомнения предаёт. В этот раз Доббс предлагает Кристоферу сопроводить боксёра Девайна, получившего приглашение на турнир «Ган-Генг» с великолепным призом для победителя Золотым Драконом. В пути между боксёром и Дюбуа происходит столкновение, в результате чего Девайн отдаёт свой пропуск Кристоферу, считая его гораздо сильнее.
Герои прибывают в Затерянный Город, где собрались сильнейшие мастера боевых искусств со всего мира. Дюбуа проводит множество блестящих поединков и выходит в финал. Решающая схватка с монголом представляет собой весьма яркое и захватывающее действо. Победитель, впрочем, всем известен.
Кровавый спорт. Как дрались в главном боевике о единоборствах
Ушу, каратэ, уличная драка и капоэйера – но победил все равно Ван Дамм. «Советский спорт» вспоминает все боевые стили, которые показали в культовом фильме «Кровавый спорт», и рассказывает о каждом из них.
Ушу, северные и южные стили
Кто дрался: сразу несколько безымянных бойцов, которые по ходу турнира проиграли и Ван Дамму, и Боло Йенгу, главному злодею фильма. Запомнились абсолютной неэффективностью своего стиля, что неприятно поразило зрителей-поклонников ушу. Первый из бойцов вообще не нанес ни одного удара и притворился нокаутированным (а затем подло пытался атаковать Ван Дамма в спину и получил уже реальный нокаут).
Что это такое: ушу – общее название для боевых искусств Китая. Истоки ушу относят к 7-8 веку до нашей эры: якобы, боевое искусство стали практиковать мелкие князья, которые вели бесконечные междоусбоные войны. Одним из отцов современного ушу считают Бодхидхарму – будийского патриарха, который пришел в 5 веке н.э. из Индии в Китай и поселился в монастыре Шаолинь.
В СССР, на волне боевиков о кунг-фу, о Шаолине ходили легенды: последним экзаменом для бойцов-монахов якобы был смертносный зал, где проваливался пол, на человека нападали каменные манекены, а финальным испытанием было перенесение большого камня – камень был раскален и оставлял на руках монаха ожоги в форме тигра и дракона. Узнать, где ложь, а где правда в этих легендах сегодня представляется маловероятным: в 1929 году монастырь пережил сильный пожар, в результате чего сгорело большинство рукописей, проливавших свет на его историю. Новая волна популярности пришла в монастырь в конце 20 века – после выхода целой серии фильмов о монахах-бойцах. Сегодня Шаолинь – всемирно известный бренд, имеет свою пресс-службу, а в числе его учеников формально находятся самые разные люди – например, рэппер RZA из рэп-группы Wu Tang Clan.
Капоэйра
Кто дрался: чернокожий соперник Ван Дамма. Запомнился тем, что сначала делал страшные глаза и жесты, а затем получил фирменный удар «с вертушки» и сразу лег на татами.
Что это: капоэйра – искусство африканских рабов, которых свозили в Бразилию португальские колонисты. По легенде, рабам нужно было маскировать свои тренировки, и они превратили их в танец. Под музыку барабана и инструмента с одной струной «беримбау» они призывали своих богов в помощь и тренировали акробатические удары ( в основном удары наносились ногами). Капоэйру описывал в 20 веке бразильский писатель Жоржи Амаду. В 2014 году капоэйра получила статус культурного наследия ЮНЕСКО.
Муай-Тай
Кто дрался: бородатый персонаж по имени Пако, который проиграл Ван Дамму в полуфинале. Запомнился тем, что отправил главного героя в нокаут, из которого тот моментально оправился, стал еще сильнее и быстро одержал победу.
Что это такое: прародителем тайского бокса считают древнее боевое искусство Муай Боран. Роберт Смит, автор книги «Уникальные боевые искусства Азии», пишет, что впервые о Муай Боран стало известно более 2000 лет назад: это подтверждают остатки древних храмовых барельефов, на которых изображены бьющиеся безоружные воины в набедренных повязках.
Муай Боран – жесткая версия современного тайландского бокса: здесь допускались удары головой, удары в глаза и пах, удушения. В разные исторические эпохи это боевое искусство практиковали солдаты в армии Тайланда (тогда – Сима) и члены тайских королевских династий.
В своем современном (или почти современном виде) Муай-Тай появился в начале 20 века. Бои шли без учета времени, бойцы обвязывали руки кожаными полосками. Позже кинематограф добавит экзотики в эту тему. В боевиках 90-х тайские боксеры не только обматывают руки, но и затем обмакивают их в битое стекло – в реальности такого не было.
Сумо
Кто дрался: соперник Ван Дамма в одном из первых боев. Заставил главного героя понервничать. Сначала довольно смешным деревенским захватом уронил его на землю. Потом чуть не сломал ему руки и растянул в шпагат. Отправился в нокаут после удара в пах.
Что это: по легенде, первыми сумоистами были боги Такэмикадзути и Такэминаката (синтоизм – традиционная японская религия). Боги сошлись в битве за Японию со всеми ее островами: Такэмикадзути вытолкнул Такэминакату в океан и победил.
Правила сумо оформились в конце 12 века. Примерно тогда же появились и организации бойцов, которые колесили по Японии и давали представления на манер бродячих артистов. Сегодня в рядах японских сумоистов выступают, по меньшей мере, два российских бойца. Первый – Николай Иванов известный по сумоистскому имени (сиконе) Амуро Мицухиро. Уроженец Приморья, Иванов выступает с 2002 года, его вес – 133 кг. Второй – россиянин с бурятскими корнями Анатолий Михаханов. Сумоистское имя – Орора Сатоси. Его вес, согласно данным Ассоциации сумо, 273 кг – это на 27 кг меньше рекордного веса, зафиксированного у сумоистов. Весовой рекорд в чудовищные 300 кг принадлежит уроженцу Гавайев Конисики Ясокити (ушел из сумо в 90-е годы 20 века).
Уличная драка
Кто дрался: друг героя Ван Дамма по имени Рэй Джексон. Толстяк, любитель стриптиза и пива Джексон олицетворял в турнире по кумите американскую деревенщину. Едва не победил Боло Йенга, но в итоге сам с травмами уехал в госпиталь.
Что это такое: лучше всех приемы уличной драки описал Джон Гилби в книге «Секретные боевые искусства мира». В 60-е годы 20 века Гилби, по его собственным словам, путешествовал по миру в поисках мастеров разных стилей единоборств (многие считают книгу – выдумкой). Гилби пишет, как в 1954 году в Йоханнесбурге, ЮАР, предложил подраться известному мастеру уличной драки. В ответ тот начал плакать, отказываться, и когда автор книги расслабился, так сильно пнул его в пах, что Гибли потерял сознание. Когда он пришел в себя, от мастера осталась только короткая записка с его главным девизом уличной драки: «Неожиданность».
Каратэ
Кто дрался: Ван Дамм и его главный противник в исполнении китайца-культуриста Боло Йенга.
Что это: в основе стиля героя Ван Дамма лежит, вероятно, стиль окинавского каратэ. Окинава – самый крупный остров японского архипелага Рюкю. С 1945 года здесь располагается американская военная база: она занимает около 1/5 территории острова. По сюжету, Фрэнк Дюкс (так звали главного героя) учит каратэ у японского мастера, а затем служит по соседству в воинской части.
Герой Боло Йенга – злодей по имени Чонг Ли, практикует, вероятно, каратэ-кекусинкай. Эта наиболее жесткая версия каратэ была создана в середине 20 века мастером Масутацу Оямой.
Интересно, что в основе фильма «Кровавый спорт» лежит реальная история. Настоящий Фрэнк Дюкс – актер и хореограф боевых сцен в Голливуде (родился в 1956 году). Дюкс говорил о себе, что выучил тайное искусство ниндзютцу в Японии, когда проходил там военную службу. Вернувшись в Америку Дюкс открыл собственную школу ниндзютцу. Он демонстрировал призовой кубок, который, якобы, получил за победу в секретном турнире по боевым искусствам на Багамах (подобный турнир и показывают в «Кровавом спорте»).
Впрочем, впоследствии рассказ реального Дюкса подвергли сомнению. Журналисты нашли накладные, которые указывали на то, что кубок Дюкса изготовили по его собственному заказу. Кроме того, подняв военные архивы, СМИ выяснили, что Дюкс служил в одной из американских частей и во время службы не выезжал из страны. Опровержение не помешало Дюксу стать признанным экспертом по единоборствам.